Размышляя о природе творчества, почти неизбежно встает вопрос, почему писателей, (художников, музыкантов) называют творцами, тогда как ученых – изобретателями, рационализаторами, кем угодно – только не творцами. Насколько это справедливо? Существует ли сходство у этих видов деятельности и каковы различия?
Алгоритмы психологических процессов
Если посмотреть на то, как протекают психологические процессы у музыканта и у ученого, то сходство будет очевидным. По сути, они состоят из четырех ключевых этапов:
- сбор данных;
- их отбор;
- пауза и переключение на какой-либо другой вопрос;
- озарение.
То есть, после проведения предварительного этапа работы, связанного со сбором и отбором информации, и художник, и изобретатель на время прекращают поиск решения и только по прошествии некоторого срока происходит то, что можно было бы назвать «эврика». Именно это порождает заблуждение насчет мистической природы озарений, тогда как на самом деле – это результат кропотливого труда, который имеет огромную, зачастую непреходящую ценность.
Разница в результатах
Результат работы ученых как правильно полезен в утилитарном смысле и потому может иметь какую-то более-менее адекватную цену, независимо от того, относится это к реактивному двигателю или к канцелярской скрепке. Точно также довольно легко определить его окупаемость.
Художественные произведения таких функций не имеют, соответственно и четкой цены иметь не могут. Кто-то считает «Черный квадрат» Малевича бездарной мазней, тогда как другие платят огромные деньги, чтобы посмотреть на него.
Важно отметить, что художественное произведение часто конфликтует с основами науки. Например, картина, изображающая вознесение Христа на облаке, описывает действия, которые с научной точки зрения являются бредом.
Даже исторические романы, несмотря на название жанра, совсем не историчны. Типичный пример – «Три мушкетера», где великий политик (Ришелье), сделавший для Франции невероятно много, представлен мелочным демоном и интриганом, а распутные дуэлянты, пренебрегающие присягой королю – выставлены истинными героями, хотя в реальности они были настоящим бедствием для всего государства.
Ценность художественных творений скорее психологическая и эмоциональная, поскольку они заставляют человека радоваться и печалиться, сопереживать или отвергать и, что самое важное, задумываться. И стоит признать, что во все времена люди в этом нуждались не меньше, чем в технических достижениях.