Психология творчества и изобретений: сходства и различия

Содержание
  1. Алгоритмы психологических процессов
  2. Разница в результатах


tvorchestvoРазмышляя о природе творчества, почти неизбежно встает вопрос, почему писателей, (художников, музыкантов) называют творцами, тогда как ученых – изобретателями, рационализаторами, кем угодно – только не творцами. Насколько это справедливо? Существует ли сходство у этих видов деятельности и каковы различия?

Алгоритмы психологических процессов

Если посмотреть на то, как протекают психологические процессы у музыканта и у ученого, то сходство будет очевидным. По сути, они состоят из четырех ключевых этапов:

  • сбор данных;
  • их отбор;
  • пауза и переключение на какой-либо другой вопрос;
  • озарение.

То есть, после проведения предварительного этапа работы, связанного со сбором и отбором информации, и художник, и изобретатель на время прекращают поиск решения и только по прошествии некоторого срока происходит то, что можно было бы назвать «эврика». Именно это порождает заблуждение насчет мистической природы озарений, тогда как на самом деле – это результат кропотливого труда, который имеет огромную, зачастую непреходящую ценность.

Разница в результатах

Результат работы ученых как правильно полезен в утилитарном смысле и потому может иметь какую-то более-менее адекватную цену, независимо от того, относится это к реактивному двигателю или к канцелярской скрепке. Точно также довольно легко определить его окупаемость.

Художественные произведения таких функций не имеют, соответственно и четкой цены иметь не могут. Кто-то считает «Черный квадрат» Малевича бездарной мазней, тогда как другие платят огромные деньги, чтобы посмотреть на него.

Важно отметить, что художественное произведение часто конфликтует с основами науки. Например, картина, изображающая вознесение Христа на облаке, описывает действия, которые с научной точки зрения являются бредом.

Даже исторические романы, несмотря на название жанра, совсем не историчны. Типичный пример – «Три мушкетера», где великий политик (Ришелье), сделавший для Франции невероятно много, представлен мелочным демоном и интриганом, а распутные дуэлянты, пренебрегающие присягой королю – выставлены истинными героями, хотя в реальности они были настоящим бедствием для всего государства.

Ценность художественных творений скорее психологическая и эмоциональная, поскольку они заставляют человека радоваться и печалиться, сопереживать или отвергать и, что самое важное, задумываться. И стоит признать, что во все времена люди в этом нуждались не меньше, чем в технических достижениях.

Рейтинг статьи
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...
Комментариев нет, будьте первым кто его оставит

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

Adblock
detector