Сейчас уже почти все понимают, что для того, чтобы тебя кто-то полюбил, и чтобы уметь любить других, необходимо любить самого себя. К тому же, это просто приятно, поскольку делает жизнь полноценной. Вот только понимать это и воплотить на практике – далеко не одно и то же.
Как и многие психологические проблемы, это начинается еще в детском возрасте. И ключевым фактором в данном вопросе являются взрослые и, особенно, родители. Ведь сам по себе ребенок не может определить, хорош он или плох. Все, что он знает – это то, что он просто есть. Если же родители уделяют внимание своему ребенку, охотно идут ему на помощь, одобряют его положительные черты и действия, то это способствует развитию высокой самооценки и пониманию того, что «я хороший».
Совсем другая картина наблюдается, когда ребенок становится объектом критики. И не важно, что критика может преследовать положительную роль и объясняться стремлением вырастить из ребенка хорошего человека. Особенно плохо, когда, критикуя ребенка, родители предлагают в качестве противовеса пример других детей. И здесь не важно, насколько грамотно будет аргументирована такая критика и насколько мягко она будет высказана.
Даже у взрослых подсознание устроено таким образом, что почти полностью игнорирует нюансы, усваивая только простые понятия, например: «я хуже Васи», «я – плохой», «Вася – хороший». На сознательном уровне ребенок, конечно, может что-то понять, но подсознательно в нем отложится только то, что он плохой, хуже других и что любовь нужно заслуживать.
Впоследствии, став взрослым, он тоже будет подсознательно признавать свою ценность лишь тогда, когда сумеет чего-то добиться, а все остальное время – страдать от заниженной самооценки. Но, чем ниже она у него будет, тем сложнее ему будет добиться желаемого – замкнутый круг.
Поэтому, чтобы научить ребенка радоваться жизни и самому факту своего существования, его нужно любить просто так. И это необходимо донести до его сознания, а еще важнее – до подсознания.
Некоторые родители опасаются проявлять любовь, считая, что таким образом они перехвалят детей. Разумеется, обожествлять свое чадо и доходить до вседозволенности тоже не годится, но наличие этой крайности вовсе не означает, что следует впадать в другую. Если ребенок сделал что-то не так, можно (и нужно) сказать ему это, но при этом дав понять, что ваше недовольство вызвано его поступком, а не им самим.
Такая модель поведения позволит уже в раннем возрасте добиться того, что у ребенка будет нормальная самооценка. Ее обладатели уже в школьном возрасте более инициативны, активны, общительны и лучше справляются с возложенными на них задачами, чем те, у кого самооценка низка. Поэтому не повторяйте этих распространенных родительских ошибок и не заставляйте детей стыдиться самих себя: пусть они почувствуют, что вы их будете любить в любом случае!